О Городской думе

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ИСТОРИЯ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД АРЗАМАС НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

История выборных органов власти в г. Арзамасе начинается со времени правления Петра I, когда, согласно «Регламенту Главного магистрата» от 16 января 1721 г., в городе появляется городовой магистрат как административно-полицейский, судебный и налоговый выборный орган. По реформе 1720 г. население города было разделено на «регулярных» граждан в составе двух гильдий, к которым были отнесены купцы и цеховые ремесленники, владевшие средствами производства, и «нерегулярные», к которым принадлежала вся городская беднота, лишённая права участвовать в выборах городского самоуправления.

Органы городского самоуправления в г. Арзамасе были образованы на основании «Жалованной грамоты городам», утверждённой Екатериной II 21 апреля 1785 г. Согласно этому документу в губернских и уездных городах создавались городские думы – распорядительные органы самоуправления, осуществлявшие административные и налоговые функции, ведавшие благоустройством городов. Арзамасская общая городская дума состояла из депутатов (гласных) от шести групп населения и городского головы.

После 1861 года в городе Арзамасе согласно статье 15 "Городского Положения" под учреждениями городского самоуправления подразумевались: городское избирательное собрание, городская Дума, городская управа.

В 1870 г. императором Александром II было утверждено новое «Городовое положение», которое внесло изменения в организацию самоуправления. Были устранены сословные выборы. Право голоса предоставлялось налогоплательщикам, которые для участия в выборах разделялись на 3 избирательных собрания, или курии (крупных, средних и мелких налогоплательщиков). Одним из основных пунктов «Городового положения» 1870 г. была отмена выборов в шестигласную думу. Её функции были переданы вновь созданному выборному исполнительному органу – Арзамасской городской управе.

В сентябре 1871 г. состоялись выборы гласных новой Арзамасской городской Думы. Было избрано 57 человек, по 19 от каждого из трёх разрядов. Все избранные были из купцов и мещан, за исключением двух чиновников – доктора И.Г. Рачинского и секретаря А.Е. Венского. Городским головой стал дворянин, богатый домовладелец М.Ю. Попов.

Городская дума избиралась раз на четыре года и стать ее членом мог каждый, кто имел право голоса, исключение было указано в статье 35, согласно которой число "нехристиан" не должно было превышать третью часть от общего числа гласных. Согласно «Городовому положению» 1870 г., Арзамасская городская дума была обязана предоставлять копии всех решений нижегородскому губернатору.

Круг действий Арзамасской городской Думы был достаточно широк: заведование капиталами и имуществами города, попечение о его внешнем благоустройстве, благотворительная деятельность, развитие народного образования, местной промышленности и торговли. Установление городских сборов, которые взимались с недвижимых имуществ, с документов на право торговли и промыслов, с трактирных заведений, постоялых дворов и лавок, с лошадей и экипажей, содержащихся частными лицами. Дума также рассматривала и утверждала отчёты о заведывании городскими имуществами, утверждала сметы городских доходов и расходов. Заседания Арзамасской городской думы назначались по усмотрению городского головы, по требованию нижегородского губернатора, по желанию 1/5 гласных.

В разное время должность Арзамасского городского головы занимали Степан Яковлевич Цыбышев, Петр Иванович Подсосов, Иван Алексеевич Попов, Иван Алексеевич Ступин, Василий Васильевич Фадеев, Алексей Федорович Колосов, Николай Михайлович Щегольков и другие.

Февральские события 1917 года оказали большое влияние на дальнейшую общественную жизнь в России. Этот период характеризуется тем, что в России возникли Советы как органы политической организации трудящихся в борьбе за пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата...

Арзамасская городская дума была распущена в апреле 1918 г. В рапорте исполняющего обязанности председателя Арзамасской городской думы Г.И. Вязовова сообщалось о постановлении пленарного заседания Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 28 марта 1918 г. «…упразднить городскую думу. Полномочия городской думы передать Арзамасской городской управе». Позднее возникает Совет народных депутатов, выборы депутатов в который проводились на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В 1990 году впервые за многие десятилетия Арзамасский городской Совет народных депутатов был сформирован на основе прямых альтернативных выборов, возобновлена должность председателя городского Совета народных депутатов, которым стал Иван Петрович Скляров, а председателем исполкома - Сергей Трофимович Метла. Такая система просуществовала по октябрь 1993 года, до роспуска Советов всех уровней.

В марте 1994 года в Арзамасе состоялись выборы нового органа местного самоуправления – городской Думы. Первым председателем Арзамасской городской Думы был И.А Гордеевцев, однако в скором времени отказался от должности, на которую был избран А.Я. Беззубов. Самым главным итогом первого состава Арзамасской городской Думы можно назвать то, что, действуя в соответствии с решением областного Совета народных депутатов "О местном самоуправлении в Нижегородской области на период поэтапной конституционной реформы", новая структура местного самоуправления прошла становление и доказала свою эффективность и жизнеспособность, способствовала плавному переходу к работе в новых условиях, были сняты многие острые вопросы переходного периода в деятельности местных властей. Был принят Устав города, который заложил основы местного самоуправления, создал нормативно-правовую базу для разработки других нормативных документов, были также утверждены Регламент и Положение о городской Думе.

22 декабря 1996 года прошли выборы депутатов Арзамасской городской Думы второго созыва. При этом удалось сохранить преемственность представительного органа местного самоуправления: восемь депутатов предыдущего созыва были избраны вновь, что составило 53,3 процента от общего числа народных избранников. Депутаты стремились реагировать на происходящие процессы, принимали конкретные решения по стабилизации текущей обстановки, разрабатывали нормативно-правовые акты, обеспечивающие регулирование возникающих проблем. Председателем Арзамасской городской Думы второго созыва был А.Я. Беззубов.

Дума второго созыва проработала по октябрь 2000 года. Положительную оценку работы Думы второго созыва дали избиратели, избрав 24 декабря 2000 года депутатов второго созыва И.А. Плотичкина, А.А. Колосова, Н.А. Менькова, Г.Ю. Данилкину, А.В. Федосеева, А.В. Горенкова, А.Я. Беззубова в думу третьего созыва, а депутата А.Н. Мигунова – мэром города Арзамаса. Срок деятельности думы третьего созыва продлили до четырех лет шести месяцев. Примечательно, что в состав думы вошли три депутата, которые избирались трижды, четверо – дважды. Самое пристальное внимание, как и в прежние годы, депутаты уделяли работе с избирателями, оперативно реагировали на их обращения. Председателем Арзамасской городской Думы третьего созыва был избран И.А. Плотичкин.

Особенностью городской Думы четвертого созыва, которая была избрана в 2005 году, является то, что в соответствии с изменениями в российском законодательстве часть депутатов избиралась по округам, 30 % состава – по партийным спискам. Был расширен и состав депутатского корпуса – с 15 до 25 депутатов. Из прежнего состава в Думу вошли семь депутатов, ее председателем вновь был избран И.А. Плотичкин. В составе депутатов городской Думы партия «Единая Россия» была представлена 20 депутатами, КПРФ –одним депутатом, «Справедливая Россия» - одним депутатом, Партия пенсионеров –двумя депутатом, ЛДПР-одним депутатом. В Думе четвертого созыва работал старейший депутат- Бадин Г.В., которому было 74 года.

В Думе пятого созыва, которая была избрана в марте 2010 года, из 25 депутатов прежде избирались 13. Из партий по-прежнему больше других депутатов удалось провести «Единой России», несколько увеличилось представительство КПРФ, по одному депутату – представители «Справедливой России» и ЛДПР. Председателями Арзамасской городской Думы пятого созыва работали А.Н. Мигунов и М.М. Бузин. В состав городской Думы входили руководители крупных промышленных предприятий: АПЗ – Лавричев О.В., АМЗ- Шупранов В.Н.

Депутата Горенков А.В. осуществлял свою деятельность в качестве депутата пять созывов подряд, при этом весь период возглавлял правовую комиссию.

Городская Дума городского округа город Арзамас Нижегородской областишестого созыва была избрана на пять лет в сентябре 2015 года. Состав депутатов заметно изменился. Хотя и в этом созыве работают депутаты с большим опытом: И.А. Плотичкин, А.Е. Царев, А.В. Цопов, С.Н. Рыбаков, А.И. Самохвалов, И.В. Георгиевский, А.Н. Тюрин, О.И. Шпагина. Чуть больше года исполняющим полномочия председателя Арзамасской городской Думы работала Т.Ю. Парусова – мэр города Арзамаса. После сложения ею полномочий председателем представительного органа власти был вновь избран И.А. Плотичкин. При этом, мэром г. Арзамаса был избран Мухин М.Л., являвшийся до этого заместителем председателя городской Думы. С декабря 2018 года мэром г.Арзамаса был избран Щелоков А.В..

В мае 2018 года Арзамасская городская Дума была переименована в Городскую Думу городского округа город Арзамас Нижегородской области. Городская Дума шестого созыва проработала до сентября 2020 года и рассмотрела 737 вопросов, из них 329 нормативного характера.

В сентябре 2020 года по результатам выборов была сформирована сроком на пять лет Городская Дума городского округа город Арзамас Нижегородской области седьмого созыва, в состав которой вошли депутаты из шестого созыва: И.А. Плотичкин, С.Н. Рыбаков, И.В. Георгиевский, А.Н. Тюрин, О.И. Шпагина, О.Б. Емельянова, С.А. Карпов, А.Ю. Гаврилов, Р.А. Кудряшов, Р.А. Ипатов, В.Н. Савинкин, Р.В. Лаптев, А.В. Усачев, К.В. Аргентов, С.В. Гущин, а также депутаты, избранные и вошедшие в состав впервые: В.С. Обломей, Н.В. Плакунов, С.В. Стрижов, В.Ю. Пивоваров, А.Э. Ефимович, С.А. Вдовин, А.А. Бубнов, В.Н. Логинов, В.А. Карпычев, А.Е. Гусев. Председателем был вновь избран И.А. Плотичкин.

Полномочия

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Нижегородской области, Уставом городского округа город Арзамас, настоящим Положением Дума является представительным органом местного самоуправления городского округа город Арзамас.

Городская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать, бланк с местной символикой. Городская Дума вправе участвовать в гражданских правоотношениях от имени городского округа город Арзамас в соответствии с полномочиями, определенными законодательством и Уставом города, при этом городская Дума имеет свой лицевой счет, вправе заключать договоры на приобретение товаров, работ (услуг) для нужд городской Думы и ее аппарата, вправе выступать истцом и ответчиком в суде, может осуществлять иные права, определенные законодательством и Уставом городского округа город Арзамас.

Функции

В исключительной компетенции городской Думы находятся:

1) принятие Устава городского округа и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия городского округа в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении мэра города в отставку;

11) утверждение правил благоустройства территории городского округа город Арзамас.

Задачи

2. В соответствии с Уставом городская Дума осуществляет также следующие полномочия:

1) осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, принимает положение о бюджетном процессе в городском округе город Арзамас Нижегородской области, определяет социально значимые приоритеты финансовой, налоговой и бюджетной политики городского округа город Арзамас с целью развития предпринимательства и иных форм хозяйственной деятельности; определяет порядок направления в местный бюджет доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов бюджета; определяет порядок осуществления муниципальных заимствований; устанавливает порядок и нормативы поступления в местный бюджет неналоговых доходов; формирует контрольно-счетную палату городского округа город Арзамас Нижегородской области;

2) устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета;

3) предоставляет налоговые льготы по платежам в бюджет городского округа в соответствии с действующим законодательством;

4) разрабатывает и принимает по представлению мэра города, собственной инициативе, а также в порядке правотворческой инициативы граждан нормативные правовые акты по предметам ведения местного самоуправления;

5) назначает местные (городские) референдумы по вопросам местного значения, муниципальные выборы, голосование граждан по отзыву депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, голосование для получения согласия населения по вопросам изменения границ, преобразования городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области;

6) принимает в случае необходимости нормативные правовые акты для реализации решений местных референдумов;

7) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Нижегородской области;

8)в установленных законодательством случаях согласовывает размещение на территории городского округа промышленных объектов и иных объектов муниципальной инфраструктуры;

9) принимает в соответствии с законодательством правила торговли и обслуживания населения на территории городского округа, содержания животных;

10) согласовывает включение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

11) принимает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;

15) принимает нормативные правовые акты по вопросам муниципального имущества, предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений и утверждает перечень указанных объектов;

13)принимает программы приватизации муниципального имущества;

14) принимает решения о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) муниципальных заимствований;

15) формирует в соответствии с законодательством избирательные комиссии на территории городского округа;

16) осуществляет межмуниципальные и международные связи с органами представительной власти городов, районов и регионов РФ и иностранных государств;

17) утверждает по представлению мэра города положение об администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области и ее структуре; принимает решение об учреждении органов администрации городского округа, наделенных правами юридического лица, и утверждает положения о них;

18) устанавливает порядок участия муниципального служащего в органах управления коммерческой организации;

19) избирает мэра города Арзамаса из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;

20) разрабатывает и утверждает порядок и условия ответственности органов местного самоуправления, а также выборных и иных должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения в соответствии с федеральными законами и законами области;

21) направляет обращения по вопросам своей компетенции в органы государственной власти, государственным и иным организациям;

22) принимает решения о наименовании и переименовании микрорайонов, площадей, улиц, переулков, проспектов, проездов, скверов, бульваров, парков, расположенных на территории городского округа с учетом мнения его жителей в порядке, установленном муниципальными правовыми актами;

23) утверждает положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе в соответствии с законодательством и настоящим Уставом;

24) утверждает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

25) устанавливает надбавки к ценам (тарифам) на товары и услуги организаций коммунального комплекса для потребителей, а также период действия данной надбавки;

26) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Уставом;

27) принимает решения о приеме депутатов на работу на постоянной (штатной) основе и освобождении их от работы на постоянной (штатной) основе.

28) организует профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов городской Думы, муниципальных служащих.