Вопросы и ответы

Объектами внутреннего муниципального финансового контроля (далее — объекты контроля) являются:

  1. главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета муниципального образования, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования;
  2. финансовый орган муниципального образования, бюджету которого предоставлены межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты, местная администрация;
  3. муниципальные учреждения;
  4. муниципальные унитарные предприятия;
  5. хозяйственные товарищества и общества с участием муниципального образования в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;
  6. юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся:
    • юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из бюджета муниципального образования на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) муниципальных контрактов, кредиты, обеспеченные муниципальными гарантиями;
    • исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета муниципального образования и (или) муниципальных контрактов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации открыты лицевые счета в финансовом органе муниципального образования;
  7. кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета муниципального образования.

Заявление о выдаче сертификата (далее — Заявление) направляется многодетной семьей в уполномоченный орган муниципального образования (КИО).

В случае, если многодетная семья не состоит на учете граждан в органах в целях предоставления земельного участка для ИЖС, к Заявлению прилагаются документы:

документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке (при наличии), свидетельства о рождении (усыновлении) детей, свидетельство о расторжении брака (при наличии)), и их копии;

справка об обучении ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении детей, обучающихся в данных организациях;

справка из военного комиссариата о призыве на военную службу либо о прохождении альтернативной гражданской службы в отношении детей, проходящих военную службу по призыву либо альтернативную гражданскую службу;

справка медико-социальной экспертизы об установлении ребенку инвалидности в отношении детей-инвалидов; 

подтверждение из органов опеки и попечительства об отсутствии судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах в отношении своих детей обоих родителей либо единственного родителя многодетной семьи либо об отсутствии сведений о передаче детей под опеку (попечительство), в том числе в приемные семьи (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия такого документа),

справка органа местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области о том, что члены многодетной семьи состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в случае бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства);

согласие лиц, указанных в заявлении, на обработку их персональных данных.

КИО регистрируют поступившее Заявление в течение одного рабочего дня в установленном порядке.
В течение пяти рабочих дней со дня регистрации Заявления орган местного самоуправления:

 — проверяет срок действия документов, удостоверяющих личность, членов многодетной семьи. В случае, если выявлены документы с истекшим сроком действия, получает от заявителя копии действующих документов и прикладывает к существующему комплекту документов;

 — передает в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее — Министерство) Заявление и комплект документов, послуживший основанием для постановки на учет в целях бесплатного получения земельного участка для ИЖС;

 — письменно, надлежащим образом извещает многодетную семью о передаче Заявления и вышеуказанного комплекта документов в Министерство.

Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, все члены которых являются гражданами РФ, при условии постоянного проживания родителей либо единственного родителя многодетной семьи на территории Нижегородской области не менее 5 лет до момента подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка.

Для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, один из родителей многодетной семьи подает заявление в Муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению города Арзамаса».

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. документы, удостоверяющие личность и принадлежность к гражданству Российской Федерации, на каждого члена семьи и их копии;
  2. документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о браке (при наличии), свидетельства о рождении (усыновлении) детей, свидетельство о расторжении брака (при наличии)), и их копии;
  3. справку об обучении ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении детей, обучающихся в данных организациях;
  4. справку из военного комиссариата о призыве на военную службу либо о прохождении альтернативной гражданской службы в отношении детей, проходящих военную службу по призыву либо альтернативную гражданскую службу;
  5. справку медико-социальной экспертизы об установлении ребенку инвалидности в отношении детей-инвалидов;
  6. подтверждение из органов опеки и попечительства об отсутствии судебного решения о лишении родительских прав либо об ограничении в родительских правах в отношении своих детей обоих родителей либо единственного родителя многодетной семьи либо об отсутствии сведений о передаче детей под опеку (попечительство), в том числе в приемные семьи (оригинал либо заверенная в установленном порядке копия такого документа);


Кроме вышеперечисленных документов, многодетной семьей представляется справка о том, что члены многодетной семьи состоят на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Действующим законодательством не предусмотрено продление срока договоров аренды.

Размещение нестационарных торговых объектов (далее — НТО) с 2015 года осуществляется строго в рамках договоров на размещение на основании схемы размещения НТО.

Необходимо обратиться в комитет имущественных отношений с заявлением о расторжении договора аренды и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Арзамаса Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации города Арзамаса от 23.03.2018 № 399.

В соответствии с решением городской Думы ГО г. Арзамас Нижегородской области от 28.02.2020 N 9 «Об утверждении Порядка и условий предоставления в аренду объектов, включенных в Перечень муниципального имущества города Арзамаса, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование (аренду) на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» арендная плата за муниципальное имущество, включенное в Перечень, вносится следующим образом:

  • в первый год аренды — 40 процентов размера арендной платы;
  • во второй год аренды — 60 процентов размера арендной платы;
  • в третий год аренды — 80 процентов размера арендной платы;
  • в четвертый год аренды и далее — 100 процентов размера арендной платы.

Субъектами, являющимися сельскохозяйственными кооперативами или занимающимися социально значимыми видами деятельности (Приложение 1 к Порядку), арендная плата вносится следующим образом:

  • первый год — 5 процентов от арендной платы;
  • второй год — 25 процентов от арендной платы;
  • третий год — 50 процентов от арендной платы;
  • четвертый и пятый — 100 процентов от арендной платы.

Социально значимый вид деятельности должен являться основным видом деятельности в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей.

Участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.

Полномочия по предоставлению информации о правообладателе земельного участка принадлежат Росреестру, федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Информация запрашивается заинтересованным лицом в виде выписки из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости через многофункциональный центр (МФЦ).

Необходимо при себе иметь паспортные данные, и оплатить государственную пошлину за предоставление сведений из ЕГРН.

Необходимо подать заявление на предоставление земельного участка в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Для того чтобы гражданин мог оформить земельный участок под частным жилым домом, необходимо иметь документы о регистрации права собственности на дом и межевой план на земельный участок.

Если жилой дом оформлен в общую долевую собственность, заявление должны подавать все собственники дома. Обращаться за консультацией и подачей заявления следует в комитет имущественных отношений (кабинет № 12).

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в комитет имущественных отношений с заявлением об образовании земельного участка под многоквартирным домом.
Образование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

После утверждения проекта межевания территории и проведения межевания земельного участка, земельный участок ставится на государственный кадастровый учет. И собственники помещений многоквартирного дома в силу закона становятся собственниками земельного участка. Так как, со дня проведения государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом удостоверяются выпиской из ЕГРН.

На основании поступившего заявления в соответствии с Постановлением администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 27.02.2017 N 209 «Об утверждении Порядка выявления бесхозяйного недвижимого имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, расположенного на территории муниципального образования — городского округа город Арзамас Нижегородской области, и приобретения права муниципальной собственности на него». На основании данного Порядка проводится комиссионное обследование с привлечением необходимых специалистов структурных подразделений, составляется акт с указанием основных технических характеристик объекта и принимается решение о возможности его оформления в муниципальную собственность. Комитет имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области при положительном решении проводит подготовительную работу для постановки на учет объекта как бесхозяйной вещи в орган государственной регистрации прав. По истечении года со дня постановки объекта на учет бесхозяйного объекта комитет имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области обращается в суд за признанием права муниципальной собственности на объект. На основании вступившего в законную силу решения суда о признании права муниципальной собственности комитет имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области подает заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 1151 Гражданского кодекса РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования.

Для получения достоверной информации необходимо направить запросы в адрес следующих структур:

  • комитет имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области предоставит выписку из реестра имущества муниципальной собственности в отношении движимого и недвижимого имущества собственности городского округа или справку об отсутствии интересующего имущества в данном реестре;
  • министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (г. Н. Новгород, Кремль) представит аналогичные документы в отношении имущества собственности Нижегородской области;
  • Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области (г. Н. Новгород, пл. Гагарина, д. 6) представит аналогичные документы в отношении имущества собственности РФ;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) возмездно предоставит выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), соответственно, в отношении недвижимого имущества;
  • КП НО «Нижтехинвентаризация», Арзамасское отделение (БТИ) возмездно представит сведения в отношении недвижимого имущества, на которое оформлены права до 1998 года.


За получением информации можно обратиться в МФЦ или в указанные структуры, а за сведениями из ЕГРН — также через информационную-телекоммуникационную сеть «Интернет».