Преступления в сфере информационно-коммуникационных технологий

17

К преступлениям в сфере информационных технологий можно отнести как распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.д.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.

Согласно положений Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлением в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Ответственность за совершение указанных преступлений предусмотрена главой 28 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Так, к рассматриваемой категории преступлений, в соответствии с  Уголовном кодексом Российской Федерации, относятся преступления в сфере компьютерной информации:

- неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ),

- создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ),

- нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей и распространение порнографии (ст. 274 УК РФ).

Кроме того, статьями 159.3 и 159.6 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за различные виды кибермошенничеств.

Максимальные санкции за совершение перечисленных преступлений предусматривают наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет.

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьезное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия.

На сегодняшний день, наиболее распространенным видом мошенничества является «телефонное мошенничество».  Такие преступные деяния совершаются путем введения злоумышленником гражданина в стрессовую ситуацию по средством телефонного звонка.

Цель мошенников под любым предлогом извлечь секретную личную информацию о кредитке. Для получения доступа к конфиденциальным данным владельца мнимые помощники используют телефонную связь как в автоматизированном режиме, так и напрямую от мнимого «операциониста» банковского сектора. Во многих случаях в течение дня нам постоянно начинают звонить на мобильник с незнакомого номера. Как только мы отвечаем на звонок, нам сразу сообщают важную информацию о возникших проблемах с нашей картой, например, что она заблокирована, а служба безопасности банка предотвратила попытку несанкционированного списания. Затем звонящий предлагает помощь в сложившейся ситуации, на которую многие из нас соглашаются. Нас убеждают в срочном решении возникшей ситуации, пока еще не все деньги украдены. Очень последовательно мошенники стараются получить от нас всю личную информацию о кредитке, присылают новые пароли и ПИН коды в СМС-уведомлениях. Успокаивающим голосом «банковские работники» предлагают различные возможные варианты защиты. Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником не всегда легко, но в любом случае это возможно. Изначально можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться по горячей линии. Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодняшний день у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправлять все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.  

Помимо изложенного, есть еще ряд простых общих рекомендаций:

1. Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Установите и обязательно обновляйте антивирусный программы.

2. Проверяйте информацию о состоянии счетов, зачислении или списании денежных средств с них, в достоверных источниках, закажите выписку в банке, получите консультацию специалиста банка.

3. Никому не сообщайте персональные данные, в том числе пароли и коды доступа. Не храните данные карт на компьютере и на телефоне.

 При возникновении сомнения, правильным действием с Вашей стороны будет обратиться в любое ближайшее отделение банка либо обратиться к сотрудникам банка в контактный центр по телефонам круглосуточной помощи клиентам.

По информации Арзамасской городской прокуратуры